Придумать новый бизнес, идеи для развития старого — непросто. В такой ситуации часто применяют метод мозгового штурма, только извлечь из него пользу достаточно сложно.
На помощь приходит метод ЗИОГИР, это аббревиатура от слов «замена», «инверсия», «объединение», «гиперболизация», «исключение» и «реорганизация».
Вот здесь вы можете пройти короткий онлайн-курс по использованию метода ЗИОГИР в маркетинге.
Как это работает — вы вспоминаете что-либо из своего бизнеса, какое-то свойство продукта, или какой-то процесс, и начинаете его изменять, применяя одно из этих шести слов.
Например. Пусть вы делаете бутерброды. Вы говорите какую-то фразу, например, «бутерброды делаются из хлеба, на который кладется колбаса». И начинаете:
- Замена — бутерброды делаются не с колбасой, а с пластиком рыбы
- Инверсия — хлеб кладется на колбасу
- Объединение — вместе с бутербродом вы предлагаете пакетик с горчицей
- Гиперболизация (она бывает «вверх» и «вниз) — например — бутерброд, на котором три куска колбасы. Или на котором один маленький кубик колбасы
- Исключение — бутерброд без колбасы
- Реорганизация — не колбаса кладется на хлеб, а хлеб приклеивается к колбасе снизу.
Заметим сразу — ДАЛЕКО НЕ ВСЕ ЭТИ ИДЕИ ПРИМЕНИМЫ. Но!
По крайней мере вы сгенерили шесть идей за одну минуту. Теперь скажите ЕЩЕ какую-нибудь фразу про бутерброд, и через минуту у вас будут еще шесть идей.
Уже неплохо. Этим методом генерить идеи очень просто, но 90% или даже 95% будут совершенно «дурацкими». Ну и что! За полчаса таких размышлений, вы сгенерите сотню идей как минимум, из которых хотя бы 10 будут точно рабочими.
Как выбрать сильную идею, с которой можно построить новый бизнес
Тут на помощь нам приходит незаменимый PEST-анализ (о котором я уже писал не раз). С его помощью мы должны «посмотреть вокруг» и постараться понять — нет ли какой-то такой тенденции на рынке, которая поможет нам как бы «подпереть» какую-то из наших «дурацких» идей, то есть найти для нее довод, почему она может сработать.
Например, казалось бы — кому нужен бутерброд без колбасы? Ну для начала, кому-то, у кого на колбасу может быть просто аллергия. Он может быть вегетарианец (модный тренд), а может быть внимательно следит за своим весом. И вот уже что-то начинает наклевываться. И если рядом с вашей бутербродной открылся фитнесс-центр, то повесить на витрину рекламу с бутербродом который вместо булочки, заворачивается в лист салата, капустой и помидором уже не кажется такой уж дурацкой идеей.
Если вы обратите внимание на многие предметы вокруг нас, вы поймете, что они могли бы быть разработаны с помощью ЗИОГИР. Я, конечно, не утверждаю, что их создатели прямо сидели и по этому методу раскладывали. Но это вполне могло бы быть, если бы они это сделали:
- Метро: это трамвай, который ездит под землей (замена)
- Троллейбус: это автобус, который ездит на электричестве (замена)
- Ноутбук: это компьютер, который можно носить с собой (инверсия)
- Резиновые сапоги: это обувь, которая не промокает (инверсия)
- Skype: это как телефон, только на компьютере, и бесплатно (объединение+инверсия), а потом еще и с видео (объединение)
- IKEA: мебель, которую надо собирать самому, в плоских коробках для удобства транспортировки (реорганизация)
Отдельно хочу сказать про компанию Apple: у них вообще такое ощущение, что они прямо настойчиво ходят по этой методике, вот смотрите:
- iPhone (на момент выхода): это смартфон, для которого не нужен стилус, помните — палочки такие были (исключение)
- Macbook Air (на момент выхода): самый тонкий ноутбук на свете (гиперболизация вниз)
- iPad: это как айфон, только с очень большим экраном (гиперболизация вверх) и звонить нельзя (исключение)
- iPad Pro: это iPad только с еще большим экраном (гиперболизация вверх)
- iPod Shuffle: это mp3-плеер, только самый маленький (гиперболизация вниз)
- Помните, они же первыми выпустили компьютеры (и до сих пор выпускают) в металлическом корпусе, а не в пластиковом (замена) — сначала были алюминиевые, потом даже из титана, потом вернулись к алюминию
- Недавно представили iMac Pro — самый мощный настольный компьютер (гиперболизация вверх)
- iTunes: программа проигрывания музыки и видео, в которой можно также музыку или видео покупать (объединение)
Пробуйте и вы, может быть вы выпустите следующий прорывной продукт.
В заключение хочу сказать: естественно, метод ЗИОГИР — он только для генерации идей! Он не может вам гарантировать, что ваша идея будет действительно хорошей. Никто НЕ ОТМЕНЯЛ и другие методы, которые применяются при разработке продуктов: опросы пользователей, фокус-группы, наблюдения за поведением пользователей, и в конце концов построение финансовой модели, бизнес-планирование. Не надо об этом забывать.
cool
Простая вещь, а вот пока ты не напомнил — ничего не помнил я.