Наверное, каждый начинающий предприниматель задается этой мыслью «как создать стартап».
Я пробовал несколько разных направлений, и пожалуй наибольшего успеха добился с сервисом отслеживания комментариев в соцсетях, пример которого я и считаю по большому счету примером того, как это надо делать. Послушайте мой опыт, как это было в двух словах.
Первое — я не сидел и не придумывал, как сейчас об этом пропагандируют на каждом углу — «какую бы нишу мне выбрать». Осознание того, что есть определенная потребность, и она не закрыта существующими средствами пришло само собой, из опыта.
У меня было (и есть) небольшое smm-агентство, в котором наша команда, среди прочего, отвечала на вопросы в соцсетях наших клиентов. Нам было очень сложно отследить их и не пропускать вопросы, и мы поняли, что нужен какой-то сервис, который справляется с этой задачей.
Мы не просто так взяли и сделали нечто. Мы понимали, кому это нужно, почему это нужно, сами испытывали такую потребность, мы поискали другие решения (не нашли достойного), и в целом понимали, что это не так уж и сложно сделать.
Мысль №1 — вы должны обладать глубоким пониманием потребности, которую решаете — как она возникает, у кого, кто эти люди, где их искать. Это происходит только из опыта работы в какой-то индустрии.
Нельзя просто взять и ни с того, ни с сего заказать чехлы на Алиэкспрессе и потом пытаться их продавать через лендинги, потому вы ничего не понимаете ни про Алиэкспресс, ни про потребности людей в чехлах, ни про то, как создавать лендинги, и как привлекать туда трафик. Эта идея потенциально может сработать, если вы например годик отработали на «островке» в торговом центре, который продает чехлы, и знаете буквально всё о том, кто что спрашивает, что важно, что нет, какие чехлы больше всего нужны, за что люди готовы сколько платить итд.
Далее, мне в целом нравилась деятельность моего SMM-агентства. И мне хотелось сделать что-то приятное и другим людям, которые работают в этой индустрии. Тогда я возможно не понимал этого, но если вы создаете стартап, то вам придется буквально жить и спать с ним, и если вы это не любите, то наверное это лучший путь в дурдом. Развивать что-то, что не нравится — это просто капец.
И когда я работал в больших корпорациях — я видел кругом людей-зомби, которые на самом деле ненавидят, что они делают, но делают это потому что им платят много денег. Такая работа во-первых сжигает изнутри, во-вторых — ну просто не получится хорошо.
Если вы уже задумываетесь, как создать свой стартап, то создавайте его из того, что вы любите.
Мысль №2 — вы должны действительно любить то, что вы собираетесь делать. Очень сложно сделать хорошо то, что хотя бы где-то в глубине души вызывает отторжение.
И пожалуй последнее соображение. Объем доступного рынка.
Объем — ваш продукт должен быть потенциально интересен большому объему людей. Моя первая попытка стартапа «гавкнулась» именно потому, что объем очень уж был небольшой, поскольку сама такая потребность — возникающей достаточно редко.
Доступного рынка — вам должно быть понятно хотя бы в общих чертах, как достучаться до этих людей. Нет смысла делать продукт, о котором никто не узнает. Вы должны примерно представлять как вы будете рекламироваться, и иметь на это некоторые деньги. Если вы собираетесь выехать только на «сарафанном радио», без бюджета, без рекламы — у вас должна быть очень-очень-очень уникальная идея, найти которую крайне сложно, это буквально случаи один на миллион.
Мысль №3 — объем(!) доступного (!) рынка.
Сами подумайте — как создать стартап, если рынка нет? Или вы не знаете как к нему подобраться? Да никак!
И последнее соображение. Я знаю некоторых людей, у которых действительно уже есть в голове примерное представление о своем стартапе, но они все ходят и «ноют» на тему «ну это же недостаточно уникально». В целом да. Нечто неуникальное вряд ли полетит как стартап, НО — сделайте его уникальным. Придумайте как? Да, это нелегко. Но и приз хорош — если это полетит, вы забудете обо всех своих финансовых проблемах.
Не забывайте о том, что маркетинг состоит из 4P — продукт, цена, продвижение, система продажи. И вы можете стать уникальным только за счет того, что сделаете в нем что-то даже не уникальное, а просто лучше.
Когда вышел Гугл, сколько было на свете различных поисковиков? Yahoo, Altavista, Lycos, Excite — это только что я помню. И где они все? Гугл просто делал это лучше.
Только что прогремевший пример ZOOM — сколько было систем видеосвязи? Skype, Hangout и в любом мессенджере это встроено. И что? ZOOM просто делает это лучше.
Когда вышел WhatsApp — сколько уже было разных мессенджеров? От ICQ до Facebook Messenger. А затем и Telegram — то же самое — делал, что-то лучше.
Ок, вы можете сказать, что это все фантастические примеры из мира больших бизнесов и капиталов, а как создать стартап попроще? Ок, давайте разберем на примере.
Вот я пользуюсь например 1-2 любимыми службами доставки пиццы. Предположим вы хорошо понимаете, как ее сделать, любите это дело, и объем доступного рынка вроде бы есть. Что вы можете сделать тут уникального? Ок, сложно сделать уникальную пиццу (продукт)? Ладно. Идем дальше.
Цена. Вот я плачу за пиццу в среднем рублей 650. Сделайте такую же пиццу за 300, и я тут же куплю! И друзьям всем своим расскажу!
Продвижение. Тут сложно что-то сделать без бюджета, поэтому оставим пока это.
Система продаж. Как работает служба доставки? Заказываешь по телефону или с сайта, ждешь около часа. Сделайте так, чтобы пиццу привозили за 15 минут? Я буду ваш клиент навеки (точнее пока кто-то не предложит за 5 минут) 🙂
И еще одно небольшое отступление — часто люди в поисках того, как создать стартап, начинают грузиться разными вопросами типа — какую выбрать форму юрлица, кто будет вести бухгалтерию, итд. Это все ЕРУНДА! Миллионы предпринимателей успешно решили это вопросы, и вы решите. Важно совсем не это, а главная идея.
Иными словами, что я хочу сказать — не надо искать специфической уникальности. Ее можно найти и в повседневных вещах. НО:
- Вы должны хорошо понимать в том, что вы делаете
- Вам надо делать то, что вы именно ЛЮБИТЕ.
- Объем(!) доступного(!) рынка
Прокомментировать первым