Встречаясь с названиями Макдональдс, Starbucks или Zara в разных частях света, вы сталкиваетесь с концепцией, которую мы называем «франшиза». Но что это такое? Франшиза простыми словами — это метод ведения бизнеса, когда одна компания (франчайзер) предоставляет другому предпринимателю (франчайзи) право использовать свой бренд и бизнес-модель за определенную плату. В этой статье мы разберемся, что такое франшиза, какие существуют типы франшиз и как устроены платежи.
Франчайзер (или франшизодатель) — это компания или человек, который предлагает свои бизнес-модели, бренд и поддержку другим предпринимателям.
Франчайзи (или франшизобратель) — это предприниматель, который покупает право на ведение бизнеса под брендом франчайзера и в соответствии с его бизнес-моделью.
Термины «франшизодател/братель» ввиду исключительной корявости для языка практически не прижились в бизнес-среде за исключением, может быть, использования в текстах договоров.
Что такое франшиза?
Франшиза простыми словами — это договор между франчайзером и франчайзи.
Франчайзер предоставляет франчайзи право вести бизнес под своим брендом, используя товарные знаки, логотипы, технологии и опыт работы.
Взамен, франчайзи платит франчайзеру некоторую плату, как правило некий фиксированный единоразовый платеж и далее — привязанный к объему продаж.
Коммерческий смысл франшизы
Франчайзер получает возможность географической экспансии своего бренда, перекладывая финансовые и административные издержки на франчайзи. Иметь 300 кафе по всей стране гораздо интереснее коммерчески, чем 5 кафе в Ярославле.
Франчайзи получает доступ к проверенной, апробированной модели бизнеса, и в том числе обычно проходит существенное обучение.
В этом месте важно более подробно остановиться на этой выгоде для франчайзи. Многим она кажется неочевидной или спорной, но.
Давайте представим, что вы хотите открыть скажем магазин одежды. По каким причинам — не важно, может мечтали с детства, а может просто хотите диверсифицироваться в ритейл от другого бизнеса.
Как сделать этот бизнес успешным? Это же целая куча проблем — в каком месте встать, какая нужна площадь, как вести переговоры с арендодателем, какой товар закупать, как его разместить в точке, как обучать продавцов итд итд.
А франчайзер фактически говорит: «Дружище, вот у меня 10 похожих магазинов по всей стране. Вот такие цифры получаются, если нравится — покупай франшизу, все покажу, расскажу и т.д.«
Фактически, франчайзер уже оттестировал на себе, в том числе и своими деньгами — как успешно открывать магазины такого формата. Само по себе это знание стоит денег. А дальше уже все зависит от франчайзи — естественно, запороть можно любой бизнес), но тут есть хотя бы какой-то уровень гарантии, что это работает.
Кроме того, в достаточно крупных франшизах, франчайзи обычно обеспечивает и рекламу на федеральном уровне, например — в ТВ, чего конечно никакой местный ресторанчик быстрого питания позволить себе не может (и не будет смысла) — а МакДональдс — может.
Типы франшиз
Существуют различные типы франшиз:
- Продуктовая франшиза — когда франчайзер продает франчайзи продукты для дальнейшей перепродажи. Например, автодилер, который продает автомобили определенной марки.
- Производственная франшиза — франчайзер предоставляет франчайзи право производить и продавать товары под его брендом. Этот тип франшизы часто используется в пищевой промышленности.
- Бизнес-формат франшизы — самый распространенный тип франшизы, в котором франчайзи получает доступ не только к бренду, но и к полной бизнес-модели франчайзера, включая маркетинговую стратегию, систему управления и обучение.
Платежи в рамках франшизы
Обычно в рамках франшизного договора франчайзи обязан платить два вида платежей: вступительный взнос и роялти.
- Вступительный взнос — это одноразовая плата, которую франчайзи должен заплатить за право использовать франшизу. Это позволяет покрыть затраты франчайзера на обучение, поддержку и т.д.
- Роялти — это периодические платежи, обычно процент от общего объема продаж, который франчайзи платит франчайзеру.
Требовательность франшизы
Франшизы могут различаться уровнем требовательности к исполнению.
Где-то к этому подходят достаточно расслабленно — типа вот вы купили франшизу, ок, мы вам все показали-рассказали, дальше давайте сами, если хотите где-то отойти от стандарта, может даже сильно — пробуйте, если получится хорошо — мы может даже ваш опыт применим у себя.
Есть и такие, где «шаг влево или вправо — расстрел» — то есть буквально — не дай бог наш тайный покупатель увидит, что ваша уборщица вытирает пол слева направо, а не справа налево!
Где искать франшизы
Ок, вы — успешный бизнесмен, и хотите диверсифицироваться в бизнес, который плохо понимаете, и решили поискать франшизу. Где/как?
Самый простой способ — просто отталкиваться от того, что вас заинтересовало. Будь это Старбакс или что попроще — на их сайте вы как правило найдете секцию «Партнерам» или как-то так, и там будет информация, что делать, с кем связываться, если вы хотите купить франшизу.
В интернете также есть различные каталоги готовых для продажи франшиз, можете поискать там.
Франшиза, простыми словами — это покупка успешной бизнес-модели
Это отличная возможность для предпринимателей начать свой бизнес с уже известным брендом и проверенной бизнес-моделью. Это может упростить многие проблемы стартапа и уменьшить риски. Но вместе с тем это предполагает дополнительные расходы и обязательства, поэтому перед принятием решения стоит внимательно изучить все условия франшизного договора.
Прокомментировать первым