Словом «соцдем» в маркетинге для краткости называют социально-демографические признаки аудитории.
Соцдем является одним из основных параметров для сегментации, поэтому очень важно его не пропустить в маркетинговом исследовании.
Поэтому как правило в любом исследовании, если нет заранее известных данных об этом по каждому респоденту (например, из их личных кабинетов), то такие вопросы вставляют в анкету.
Важно выяснить как минимум следующее:
Для массового рынка (b2c):
- Возраст,
- Пол,
- Уровень дохода.
Также крайне полезно — наличие детей и их возраст — оно радикально может влиять на предпочтения людей.
Для корпоративного рынка (b2b):
- Размер бизнеса,
- Предполагаемый объем закупки,
- Отрасль.
Если исследование широкое — то место ведения бизнеса (один или несколько регионов, какие).
Почему я пишу «выяснить как минимум» — потому что все зависит от того, сколько вопросов в исследовании.
Если это короткая бесплатная анкета, то больше 3-х вопросов про соцдем скорее всего не удастся всунуть.
Если это подробная анкета с платным участием — можно позволить себе больше, и вы можете быть более креативны.
Но в любом случае нам нужны какие-то параметры, как будем сегментировать аудиторию.
Также — отнюдь не праздный вопрос, в каком месте ставить соцдем в анкете — ну грубо говоря — в начале или в конце.
Дело в том, что соцдем часто является ФИЛЬТРОМ — опрашивать этого человека дальше или нет. Потому что у интервьюеров есть квоты — типа нам надо 50 человек в возрасте 30-40 лет. И 51-й человек интревьюеру уже не нужен. Либо может быть просто условие, что нам НЕ нужны моложе 30-ти. Поэтому вроде бы логично ставить соцдем впереди, НО…
С другой стороны в соцдеме есть достаточно деликатные вопросы — например про уровень дохода. Люди не очень-то хотят отвечать на это незнакомому интервьюеру, которого они встретили буквально только что. Поэтому — появляются причины ставить соцдем в конце.
Нет четкого однозначного ответа на этот вопрос — он зависит от дизайна исследования, иногда даже от первых тестов (да, крупные исследования еще и тестируют). Иногда соцдем «рвут» — на фильтр сверху — типа возраст, а чувствительные вопросы — в конце. Например, про доход. Просто для респондента ответить на вопрос «ну и теперь заключительный вопрос — какой из вариантов наиболее точно описывает ваш уровень дохода» — гораздо легче, когда он только что ответил на 15 вопросов, и это последний.
Впоследствии данные по соцдему играют решающее значение в определении спроса и в том числе самых коммерчески привлекательных сегментов. Читайте об этом в следующей статье.
[…] Продолжение в следующей статье […]